

Друзья! Мы вновь отправляемся в онлайн-путешествие по литературному Севастополю — по местам города, так или иначе связанных с жизнью и творчеством известных писателей. На этот раз нас ждет прогулка по уютной и живописной Балаклаве, а точнее — по ее главной набережной — набережной Назукина.
С Балаклавой тесно связана судьба выдающегося русского писателя Александра Ивановича Куприна — автора таких произведений, как «Листригоны», «Поединок», «Изумруд», «Гранатовый браслет» и многих других.
Балаклава была одним из любимых мест писателя, и многое в этом старинном городке напоминает о его пребывании: Балаклавская бухта, набережная, здание бывшего Гранд-отеля, место дачи Ремизова, где жил Куприн, место участка Куприна, купленного им под дом и сад.

Однажды жена писателя Мария Карловна решила поехать в Крым с маленькой дочкой. Она вспомнила рассказ грека Денакса, хозяина устричной лавки в Петербурге, куда любили захаживать Куприны, о маленьком уютном рыбацком городке Балаклаве. Именно туда и отправилась жена Куприна вместе с братом и дочкой. Они сняли целый этаж в гостинице «Гранд-Отель» у самого моря. Здание стоит на набережной до сих пор. Супруга Куприна планировала провести здесь несколько месяцев. Позже сюда приехал и сам Куприн.
Александр Иванович сразу влюбился в Балаклаву. Это маленькое рыбацкое местечко стало для него райским местом, которое привлекало его своей уютной, спокойной жизнью. «Какая драгоценная находка твой, Машенька, подарок мне — Балаклава, — говорил он жене, — здесь все новое, свое — природа, жизнь, люди».

Куприны сняли дачу на горе, на третьей улице, в доме Ремезова (ныне ул. Куприна, 1). Старик Ремезов содержал в большом порядке дачу и участок. Сам дом был разрушен во время Великой Отечественной войны, восстановили только первый этаж, а зонтиковидная акация-глициния, привезенная из Парижа, осталась невредимой. В ту осень Куприн пробыл в Балаклаве полтора месяца. Здесь он написал очерк «Памяти Чехова» и продолжил работу над «Поединком». В Балаклаве по вечерам он гулял на набережной. Несколько раз семья ездила в Севастополь и даже посетила Аквариум.
Писатель подружился с греческими рыбаками и вступил в их артель, перед этим выдержав экзамен на физическую подготовку и знание основ рыболовецкого мастерства. На свою лодку вторым гребцом Куприна взял известный рыбак Коля Констанди.
Рано утром Александр Иванович отправлялся в море, возвращался с уловом и торговал рыбой на местном базаре. Его балаклавские будни легли в основу цикла рассказов «Листригоны».
В «Листригонах» Куприн описывал необыкновенную балаклавскую тишину: Нигде во всей России — а я порядочно ее изъездил по всем направлениям, — нигде я не слушал такой глубокой, полной, совершенной тишины, как в Балаклаве. Выходишь на балкон — и весь поглощаешься мраком и молчанием. Черное небо, черная вода в заливе, черные горы. Вода так густа, так тяжела и так спокойна, что звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Тишина не нарушается ни одним звуком человеческого жилья.

В 1905 году, в очередной раз приехав на отдых, Куприн решил поселиться в Балаклаве навсегда. Для этого по совету знакомых он купил участок земли на крутом склоне балки Кефало-Вриси (в переводе с греческого «голова источника») напротив крепости Чембало. Куприн сам составил план дома и сада, нарисовал чертежи разбивки дорожек по участку. На плодородной части земли были высажены грецкий орех, вишня, абрикосы, разбит виноградник.
В ноябре 1905 года Куприн стал свидетелем подавления бунта на крейсере «Очаков». Он описал события в статье, опубликованной в петербургской газете «Наша жизнь». В своём материале Александр Иванович описал события и обвинил военных в безжалостной расправе над безоружными людьми.

После публикации статьи командующий флотом адмирал Чухнин приказал писателю в течение суток покинуть пределы «радиуса Балаклава – Севастополь» — без права возвращения. В последний раз Куприн смог посетить Балаклаву лишь через год, в сентябре 1906 года — всего на пару часов. Писателю пришлось уехать навсегда, отказавшись от мечты построить своё имение в Балаклаве.
В современной Балаклаве имя Куприна увековечено в бронзе. Памятник писателю работы севастопольского скульптора Анатолия Чижа был установлен в 2009 году на одном из самых многолюдных мест Балаклавы неподалеку от гостиницы «Гранд-отель». Имя писателя здесь также носят улица, на которой он жил, а также местная библиотека для взрослых.
Фото 1, 2 — из архива библиотекаря.