Колокольчик – это исторический символ Валдая. Неудивительно, что он стал героем множества различных легенд, самая распространенная из которых связана с новгородским вечевым колоколом.Согласно легенде царь Иван III повелел отправить вечевой новгородский колокол в Москву, дабы не проповедовал он больше вольницы. Но на одном из склонов Валдайских гор сани соскользнули вниз, колокол упал на дно оврага и разбился на сотни маленьких кусочков. Из этих осколков, по легенде, были отлиты первые валдайские колокольчики.
Зарождение колокольного промысла на Валдае связывают и с преданием о том, что в XVII веке известный колокольный мастер Александр Григорьев отдал валдайским кузнецам остатки бронзы после отлива Никоновского колокола в Иверском монастыре. Официальная история опирается на сохранившиеся колокольчики с гравировкой и датами. Самая ранняя датировка – 1802 год.
Валдай стал первым центром по литью именно ямщицких колокольчиков, со своим уникальным звучанием и особенностями технологии изготовления.На самой середине Московско-Петербургского тракта, главной дороги России, зародился валдайский колокольчик. Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.
Традиционная форма дужных колокольчиков – обычный конус с диаметром юбки 100-150 миллиметров, вес до 1 килограмма. Совершенство пропорций и литье из высокородной уральской меди придает им неповторимое звучание, которое и сегодня используют специалисты при определении подлинности изделия. Валдайский колокольчик имеет неизменно прямое, массивное и точно поставленное ухо с небольшим просветом. Своеобразие петли для подвески языка, сам кованый язык, непременные проточки по тулову, чередующиеся с не обточенными шероховатыми поясками, делают валдайский колокольчик узнаваемым.
Со временем маленькие колокольные мастерские Валдая превращались в заводы: с 1816 г. называется заводом колокольное заведение Смирновых, И. Митрофанова, с 1841г. – Стуколкиных. В первой половине XIX в. самым знаменитым был завод принадлежащий братьям Смирновым. Завод имел привилегию ставить на своих изделиях государственный герб и славился отливкой колоколов гигантских размеров, впрочем, одновременно производя и ямщицкие колокольчики. Смирновы отливали колокола для Иверского монастыря в Валдае, Смольного в Петербурге, для храмов Москвы, Оренбурга и других мест.
Не менее известны были изделия Стуколкиных. Иван Стуколкин отливал самый большой колокол Петербурга, который висел на колокольне Исаакиевского собора. Мастер отлил тогда не один колокол, а целый звон в 11 колоколов.Вначале XX в. в Валдае действовали заводы братьев Усачевых, Алексея Усачева, Георгия Андреева. Колокольные заводы прекратили свое существование после Октябрьской революции. Дольше всех работал завод братьев Усачевых. Это был последний колокольный завод России, закрытый в 1930 году.
С 1995 года началось возрождение бронзового литья и валдайских колокольчиков, производитель — Валдайский завод, ставший правопреемником Новгородского опытно-экспериментального завода народных художественных промыслов. Художественное литье из сплавов латуни, бронзы и меди в виде самых различных форм и размеров сувенирных изделий в форме колокольчиков приобрело популярность на территории России и за ее пределами. Полированные или расписные, гравированные и с чернением, с высоким содержанием драгметаллов и не очень – сегодня выбор этого сувенира поражает разнообразием.
А мы приглашаем вас в виртуальное путешествие по музею валдайских колокольчиков.