170 лет назад , 20 февраля 1852 года, родился Николай Георгиевич Гарин-Михайловский – писатель, инженер, публицист, военный корреспондент и путешественник.
Его детские и отроческие годы прошли в Одессе, где у его отца, Георгия Антоновича, был небольшой дом и недалеко от города – имение.
Первоначальное образование, по традиции дворянских семей , он получил дома под руководством матери, затем, после недолгого пребывания в немецкой школе, учился в одесской гимназии (1863 -1871г).
После окончания гимназии Михайловский поступает на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре уходит из него и определяется в Институт путей сообщения. После его окончания в 1878 году со званием «гражданского инженера путей сообщения, с правом производства строительных работ», молодого инженера направили в Болгарию на строительство ж\д дороги, где его способности были замечены начальством.
Гарин-Михайловский был человеком дела, изобретательным инженером-практиком.
В конце XIX века Крым, и прежде всего его Южный берег, стал активно развиваться как курорт. И именно в то время появилась идея проложить прямо вдоль Южного берега железную дорогу. В конце концов, в 1902 году была назначена государственная межведомственная комиссия для решения вопроса о дороге. Комиссия постановила, что дорога должна быть электрической, иметь узкую колею и обслуживать по возможности все побережье. Кроме того, предполагалось, что это будет самая лучшая и самая передовая на начало XX века железная дорога на электрической тяге. Проектно-изыскательские работы было поручено возглавить Николаю Гарину-Михайловскому — автору множества проектов железных дорог по всей России. Экспедиция проделала колоссальную работу: провела детальную съемку всех древних вьючных дорог, тщательное изучение скальных массивов, каменных хаосов и в итоге составила 84 (!) варианта трассы, а по 22-м из них провела технико-экономические расчеты.
В ноябре 1903 г. изыскания закончились. Намечалось уже в 1904-м начать строительство Южнобережной железной дороги. Предполагалось строить вокзалы в генуэзском и греческом стилях, фрески на их стенах должны были изображать прекрасные виды Крыма.
Сам Гарин-Михайловский мечтал «украсить путь своей железной дороги гротами, замками, башнями, постройками в мавританском стиле, арками и водопадами». Он часто повторял полушутя-полусерьезно, что эта железная дорога будет для него лучшим памятником и что лишь два дела своей жизни он непременно хотел бы выполнить до конца: электрический путь по Крыму и повесть «Инженеры». Но эти мечты не сбылись. Прокладка дороги была сорвана начавшейся Русско-японской войной, а повесть не закончена из-за смерти писателя — Гарин-Михайловский умер в 1906 году от паралича сердца.
В Крыму на трассе Ялта – Севастополь на скале установлен мемориальный знак в память о работе Гарина-Михайловского в Крыму.
Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари. Первым произведением писателя стала повесть «Несколько лет в деревне», в основу которой лег неудачный опыт социально-экономических преобразований самого автора.
В детскую литературу Гарин-Михайловский вошел в первую очередь как автор автобиографической повести «Детство Тёмы» и ее продолжения «Гимназисты». Их главный герой Тёма — порывистый, храбрый мальчик. В центре внимания писателя оказывается не только психология, развитие характера Тёмы, но и методы его воспитания. Истории, описанные в повести, были на самом деле, в них нет и тени вымысла. Писатель помнил своего жестокого отца, карцер в их доме, порки. И дал слово своей невесте, что никогда «пальцем не тронет своих детей». А их было у Гарина-Михайловского 11 своих и трое приемных!
Предлагаем вам послушать отрывок из повести «Детство Темы»
Николай Георгиевич очень хотел, чтобы дети были счастливы. И засевал в своем имении целые поля алыми маками — для красоты, а как-то раз устроил прямо в лесу новогоднюю ёлку с раздачей подарков для детей железнодорожников и крестьян из близлежащих деревень. Он вообще очень любил делать подарки людям — знакомым, малознакомым и вовсе незнакомым. Был невероятно щедр — до расточительности. Строил школы для крестьян, устраивал спектакли для народа, преобразовывал отсталые крестьянские хозяйства. Он очень хотел изменить, улучшить жизнь.