Онлайн исторический час «Первая навигационная школа»



Более 300 лет прошло с тех пор, как император Петр I основал в Москве Школу математических и навигационных наук. Создание учреждения для подготовки квалифицированных морских кадров в начале XVIII века имело огромное значение, это диктовалось, в том числе, и потребностями Северной войны. Петр I стремился создать современный и сильный флот, а для него нужны были морские офицеры, которых в то время готовили за границей, что обходилось государству очень дорого. Тогда и встал вопрос о подготовке морских кадров в стране.

Петр Великий думал о создании училища ещё в ходе путешествия по Европе, но указ об открытии математико-навигацкой школы, в мастерских Полотняного двора в Кадашевской слободе, был издан лишь в январе 1701 года. Впрочем, эти помещения не были приспособлены для ведения астрономических наблюдений, поэтому уже в июне учебное заведение переехало в помещение Сухаревской башни. Директором школы был приглашен профессор Абердинского университета Генрих Фарварсон. С ним прибыли в Россию и другие учителя-англичане. Также в числе первых преподавателей был талантливый педагог Л. Ф. Магницкий — лингвист, математик, физик, географ, астроном, специалист в области гуманитарных наук. В 1703 году он издал «Арифметику» — первый отечественный труд по математике и мореходной астрономии, создал учебники, пособия, таблицы.

Приспосабливая здание под школу, архитектор М. И. Чоглоков надстроил над палатами второго яруса третий этаж, в котором были устроены классные комнаты и большой зал, названный «Рапирным», для занятий фехтованием и гимнастикой. В нем же происходили различные заседания и ставились спектакли. В верхнем ярусе башни была устроена астрономическая обсерватория, где разместили привезенные Фарварсоном астрономические инструменты, телескоп, часы и библиотеку. Из кладовой Ивана Великого достали и передали Навигацкой школе большой медный глобус, некогда привезенный в дар царю Алексею Михайловичу посольством Генеральных Штатов Голландии. Для учащихся была введена форма одежды на французский манер: кафтан, камзол, рубашка, чулки, башмаки и шляпа, а старшим воспитанникам, кроме того, полагалась шпага.

Полный курс Навигацкой школы складывался из трех ступеней, называвшихся классами. В низшем, или русском, классе обучали грамоте и элементарной арифметике; второй класс — цифирный — включал в себя математику, физику, историю, красноречие и другие предметы; высшие же — мореходные, или навигацкие, классы давали специальные знания. В курсе образования в Навигацкой школе не были забыты литература и искусства. Юные навигаторы сочиняли стихи, обучались музыке. Продолжительность обучения в Навигационной школе была разной. Некоторые осваивали программу за 4 года, некоторые учились в школе сроком до 12 лет. В Навигацкой школе учились дети многих знатных фамилий: Волконские, Лопухины, Шаховские, Долгорукие, Хованские, Шереметьевы, Щербатовы, Головины, Дмитриевы — Мамоновы и многие другие.

Навигацкая школа выпускала специалистов для флота и армии: штурманов, геодезистов, строителей, картографов. Не закончившие полное обучение шли в писари и канцеляристы низших рангов. Без значительных изменений школа просуществовала до 1715 года, а затем по решению Петра I была переведена в Санкт-Петербург и получила название Морской академии. В Москве остались лишь младшие, приготовительные, классы, поэтому Навигацкую школу стали называть Цифирной школой. В декабре 1752 года основанное Петром I учреждение закрыли. Навигационная школа сыграла огромную роль в подготовке военных, флотских и гражданских кадров для России.

Видеопрезентация расскажет вам о выпускниках школы, которые прославили Россию своими достижениями в науке и ратных делах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.