Онлайн – мастер класс «Чудесный мир русской народной игрушки».



2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России. В течении года мы будем знакомить вас с культурным наследием народов России.

Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы.Народная игрушка-часть нашей культуры, она несет в себе эмоциональную память о прошлом, сохраняет приметы настоящего.

Для изготовления игрушек на Руси издавна использовали 4 вида материалов:

Дерево. Фигурки вырезали из мягких пород: липы, ивы, тополя, ольхи, каштана. Самые простые игрушки представляли собой сучки дерева, только слегка подправленные ножом. Иногда они дополнялись шишками, которые служили руками. Пример такой игрушки – «моховики». Эти фольклорные персонажи дровосеков и старушек с вязанками хвороста произвели фурор среди зарубежной публики на Парижской выставке 1890 года. Из дерева изготавливали коников, птиц, дудочки и символ России – матрешку.

Богородская игрушка.По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском.Игрушечный промысел зародился здесь под влиянием Троице-Сергиева монастыря — в то время одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси. Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень — изобилие, удачный брак.

Глина. Одна из наиболее традиционных областей русского народного искусства – глиняная игрушка. Мастера лепили из глины реальные и воображаемые предметы и образы, а затем наносили яркий узор. В разных регионах использовался свой способ лепки, вид глины, цвет красок и орнамент. Многие игрушки были свистульками.

Дымковская игрушка. Вятский край и его деревня Дымково лепили из глины. Дымковская глиняная игрушка – самый яркий представитель глиняных промыслов России. Дымковские мастера лепили упитанных барынь под зонтиками, розовощеких кавалеров на коне, жанровые сценки народных гуляний или семейного чаепития. Лепились и животные: коровы, бараны, козлы, овцы, петушки. Игрушки довольно просты в исполнении, но как они раскрашены! На чисто-белом фоне сияют изумрудно-зеленый, оранжевый, желтый, малиновый, синий цвета, блестит сусальное золото. До сих пор все куклы из Дымково изготавливаются и расписываются только вручную. Каждая игрушка является авторской работой, воплощением внутреннего мира и душевной гармонии мастера. Все игрушки существуют в единственном экземпляре, что делает их еще более привлекательными и ценными.

Филимоновская игрушка. Еще одним представителем глиняного ремесла в русской игрушке является филимоновская школа. Это глиняные фигурки животных и людей, как и в дымковской игрушке, только каждая игрушка без исключения является свистулькой. Игрушки необыкновенно изящны и тонки. Это связано с особенностями филимоновской глины: при сушке глина покрывалась трещинами, поэтому их часто приглаживали мокрой рукой, что сужало и вытягивало туловище фигурок. Барыни-красавицы, медведи, солдаты, коровы, гармонисты – веселый пересвист издавали все. В хвосте всех зверей и птиц находится свисток. Как игрушка из Дымково, так и филимоновская, до сих пор делается только вручную. Любая из этих игрушек радует своего хозяина, потому что сделана с доброй душой и добрыми руками. А самое главное – игрушка из России до сих пор жива и любима. И пусть так остается еще долгие-долгие годы.

Солома. Почти на каждый праздник древние славяне изготавливали гигантские соломенные фигуры. Яркий тому пример – чучело Масленицы. Маленьких соломенных куколок плели в основном на потеху детишкам. Пучок соломы перевязывали соломенным жгутом (свяслом) так, чтобы получились голова, руки, ноги и туловище. Часто куколка делалась на ходу, когда шли работы в поле. Детских садов тогда не было, и малые дети всегда были рядом с матерью.

Ветошь. Износившуюся одежду, мешки и постельное белье в старину не выкидывали, а делали из них куклы-обереги. Самыми охранными считались куколки, сделанные без ножниц и иголки. Ветошь рвали руками, а потом складывали или перевязывали нитками в определенном порядке. Лицо по традиции оставляли белым.

 

 

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребёнок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Кукла на Руси появилась более 1000 лет назад. Самые первые куклы делались из золы, которую брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Такая кукла называлась «Баба» — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой. И эта традиция была нормой еще до тридцатых годов прошлого века. Ещё одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы и клали их в небольшой мешочек. Таких кукол помещали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал. Этими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.

Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

 

   Предлагаем вам принять участие в мастер-классе по изготовлению народной тряпичной куклы-мотанки.  У вас будет возможность проявить фантазию и творчество и сохранить традиции русского народа.

 

 

 

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.