4 февраля 1935 года был пущен первый испытательный поезд Московского метрополитена .
Москва стала первым городом в СССР, где в 1935 году была открыта линия метро. Подготовительные работы к строительству метро развернулись весной 1932 года, а к октябрю 1934 года было завершено сооружение первой очереди от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». 4 февраля 1935 года по всей трассе прошел первый поезд, состоящий из двух вагонов: моторного и прицепного.
Поезда, как и весь метрополитен, строили всей страной. На Кузнецком заводе прокатывали рельсы, из Харькова, Москвы и Ленинграда поставляли электромоторы, невиданные раньше приборы, сложную аппаратуру.
Первый поезд состоял всего из двух вагонов типа «А» — моторного и прицепного. В одной из книг о метрополитене, под редакцией начальника Метростроя Павла Роттерта, о первых поездах писали как о чуде техники: «Общая мощность электромоторов поезда — 1630 лошадиных сил. Это примерно мощность двух товарных паровозов. Но сильные моторы подземного поезда нежны и предупредительны. Они никогда не рванут вагонов, даже если бы этого пожелал недобросовестный водитель». Особенно подчеркивали безопасность поездов для пассажиров метрополитена.
Вагоны имели меньшую ширину по сравнению с железнодорожными и получали питание от контактного рельса, что стало новшеством для отечественных железных дорог. Первые вагоны имели 44 сидячих места и четыре пары двухстворчатых дверей. Салон был отделан желтым фактурным картоном, а освещали его 30 ламп. Моторный вагон развивал скорость до 65 км/ч.
Впоследствии вагонов типа «А» выпустили более 100. Они перевозили пассажиров вплоть до 1975 года. Из них сохранились только 3 вагона: №1, № 21 и № 1031. Их полностью восстановили и поставили на ход. Увидеть первый вагон можно на экскурсии в столичное электродепо «Измайлово», на нем также можно прокатиться во время экскурсионной поездки.
Наша слайдовая презентация познакомить вас с историей Московского метрополитена.
Столичная подземка – исторически первый и крупнейший метрополитен СССР и современной России. В мире метро Москвы – шестое по интенсивности использования, пятое – по длине линий. Кстати, сегодня их — 14. Более 220 станций, в том числе одна законсервированная и четыре десятка с лихом объектов культурного наследия, почти столько же памятников архитектуры. К 2023 году метро получит еще 35 новых станций и, по всей видимости, не прекратит разрастаться, охватывая все новые точки города.
В фонде нашей библиотеки есть книга Наталии и Василия Волковых «Метро. Подземный город». Предлагаем вам послушать отрывок из этой книги.
Предлагаем вам проверить свои знания о Московском метрополитене.