Онлайн познавательный час «Отец космонавтики»



17 сентября 2022 года исполняется 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского, русского ученого-самоучки, который обосновал идею, что именно ракеты нужно использовать для полетов в космос.Он искренне верил в то, что человечество достигнет такого уровня развития, что будет способно заселять просторы Вселенной.

 

Биография Циолковского Константина Эдуардовича является примером стойкой преданности выбранному делу.  Педагог, ученый, популяризатор науки, а главное — неисправимый мечтатель, не только смог пронести через всю жизнь любовь к космосу, знаниям, к науке, но и поделиться этой любовью со многими учениками.

 

 

 

Отец Эдуард Игнатьевич работал лесником и был из обедневшего дворянского рода, а мать Мария Ивановна происходила из семьи мелких помещиков. Начальным образованием Константина и его братьев занималась мама. Она научила его читать и писать, познакомила с началами арифметики. Читать Константин научился по сказкам Александра Афанасьева, причём, мама научила его только алфавиту, а как складывать из букв слова мальчик догадался сам.В возрасте десяти лет в результате осложнения после болезни он потерял слух. Наступило то, что впоследствии Константин Эдуардович назвал «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни». Тугоухость лишила мальчика лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам.

Во втором классе он остался на второй год, а с третьего последовало отчисление с характеристикой «… для поступления в техническое училище». После этого Константин Эдуардович уже никогда и нигде не учился — занимался исключительно самостоятельно.

В июле 1873 года Эдуард Игнатьевич решил послать Константина в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), снабдив его сопроводительным письмом к своему знакомому с просьбой помочь устроиться.
В училище, по неизвестным причинам, Константин так и не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Живя буквально на хлебе и воде (отец присылал десять-пятнадцать рублей в месяц), принялся упорно заниматься.
Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке — единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени.

В читальном зале Константин изучает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию. Затем астрономия, механика, химия. За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской.

К сожалению, отец больше не смог оплачивать его проживание в Москве. С полученными знаниями Константин уже вполне мог начать самостоятельную работу в провинции, а также продолжать своё образование за пределами Москвы. Осенью 1876 года Эдуард Игнатьевич вызвал сына обратно, и Константин вернулся домой.

Вернувшись, он начал давать частные уроки по физике и математике. При ведении уроков Циолковский применял собственные оригинальные методы, главным из которых была наглядная демонстрация — делал бумажные модели многогранников для уроков геометрии, вместе с учениками проводил многочисленные опыты на уроках физики, чем заслужил славу преподавателя, хорошо и понятно объясняющего материал, на занятиях с которым всегда интересно. Для изготовления моделей и проведения опытов Циолковский снял мастерскую. Всё свое свободное время проводил в ней или в библиотеке.

Предлагаем вашему вниманию видеопрезентацию о практической деятельности К. Э. Циолковского.

В фонде библиотеки им. Г. А. Черкашина имеется книга Александра Ткаченко «Циолковский. Путь к звёздам». Прослушайте фрагмент из этой книги.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.