День летнего солнцестояния наступает 7 июля (по старому стилю 24 июня). Этот день в народе получил название Иванов день. С древних времён он считался большим праздником не только на Руси, но и у многих европейских народов.
Солнце в Древней Руси было языческим божеством, ему поклонялись. Слово «купало» было эпитетом солнца. Купало у древних славян означало существо сердитое, гневное, горячее. Позже этот языческий праздник объединили с христианским праздником, посвящённым святому Иоанну Крестителю.
Само слово «купало» созвучно слову «купать» — погружать в воду. В народной традиции праздник связан с обрядом массового купания в реке или росистой траве. Таких купальных дней в русском народном календаре два: Аграфена-купальница да Иван Купала. Оба дня считаются волшебными и опасными.
Считалось, что в ночь на святого Ивана, самую короткую в году, совершаются главные чудеса. В это время не выпускали лошадей в поле. На окна клали жгучую крапиву, которая не пускает нечистую силу в избу. По поверьям, в эту ночь нельзя спать, потому что нечистая сила совершенно распоясывается. Ведьмы, колдуны, оборотни и русалки вредят людям во всю мощь своей нечистой силы: отбирают у коров молоко, портят хлеба. Леший шалит в лесу — пугает и заводит в чащобу. Водяные стремятся затащить человека в воду, потому что у них в этот день именины, а люди им мешают (купаются и мутят воду). Слепая злая медянка получает зрение на целые сутки и потому делается очень опасной, бросаясь на человека стрелой, и может, по верованиям, пробить его насквозь. Колдуны и ведьмы верхом на помеле толпой летят на свой ежегодный сход.
Все обряды в этот день связаны с водой, огнем и травами. Причем большая часть празднования происходит ночью.
Основным действием в ночь Ивана Купала являются прыжки через костер. Огонь символизирует очищение. Поэтому вокруг костра все танцуют и через него прыгают. Кто выше всех прыгнет – тот и будет счастливее. В кострах сжигали одежду больных людей, чтобы болезнь сгорела вместе с костром. В эту ночь нельзя спать, потому что активно действуют русалки, кикиморы, ведьмы, лешие и домовые. А костер отгоняет всю нечисть.
В этот праздник вода обладает магическими свойствами, поэтому все купаются и обливают друг друга. Кроме воды, волшебными свойствами наделены и травы.
Есть обычай гадать на день Ивана Купала. Венки из трав снимали с головы и опускали в реку: если венок потонет – это означало смерть, поплывет — замуж выйти, к берегу прибьет — незамужней быть, если венок долго держался на воде, это сулило здоровую и счастливую жизнь.
Отдельный обряд связан с цветком папоротника, который появляется на несколько мгновений в полночь на Ивана Купала. Считается, что тот, кто найдет цветок папоротника, обретет удачу, богатство, славу и найдет свою любовь.
Для этой необыкновенной ночи есть еще одно сказочное занятие: сесть и послушать шелест травы и листьев! Говорят, на Ивана Купала все растения наполняются чудодейственной силой и тихо переговариваются между собой.
Писатели и поэты часто описывали в своём творчестве народные поверья, быт и обряды этого праздника.
Самое впечатляющее описание чудес праздника нам подарил Николай Васильевич Гоголь. В своём рассказе «Вечер накануне Ивана Купала» он повествует о сделке главного героя с потусторонним миром. Желая любыми способами заполучить в жёны любимую девушку и клад с червонцами, молодой парень Петрусь обещает нечистой силе сорвать цветок папоротника и убить маленького мальчика. Главного героя опутали магические чары, которые не давали ему вспомнить, что же он натворил. Ни сокровища, ни брак с желанной красавицей не принесли ему счастья. В конце концов, память вернулась к главному герою. Но от страшных воспоминаний он буквально сгорел заживо. «Сбежались люди; принялись стучать; высадили дверь: хоть бы душа одна. Вся хата полна дыма, и посередине только, где стоял Петрусь, куча пеплу, от которого местами подымался ещё пар. Кинулись к мешкам: одни битые черепки лежали вместо червонцев». А овдовевшая жена погибшего в огне стала монахиней, и больше «никто не слыхал от неё ни одного слова».
Юзеф Игнатий Крашевский в сказке «Цветок папоротника» рассказывает про мальчика Яцека, который после долгих исканий нашёл купальское чудо – цветущий папоротник, исполняющий желания. Подносил цветочек герою рассказа всё, чего бы тот ни захотел, вот только счастья тоже не принёс. Ведь не мог Яцек поделиться своим богатством ни с кем, иначе пропадёт всё, что волшебством даровано. Парень страдал, наблюдая, как в нищете умирает его больная мать, но не стал помогать. Когда он узнал, что от голода вымерла вся его семья, от горя произнёс последнее желание – «Сгину и я»! Только сказал – земля расступилась, поглотила Яцека и цветок папоротника вместе с ним. И с той поры нет больше на свете злосчастного цветка».
Сергей Есенин, певец русской природы и русских традиций, обращается к теме Купальской ночи в двух стихотворениях.
За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни…
Нетрудно заметить, что в этом стихотворении поэт берёт за основу традиционные обрядовые песни.
А вот другое стихотворение этого поэта:
Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли…
Ждем вас в нашей библиотеке!