7 августа 1803 началось первое русское кругосветное плавание на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского. Это плавание стало важной вехой в истории России, в развитии флота, внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.
Будущий капитан «Надежды» Иван Федорович Крузенштерн с юных лет грезил морем. Он поступил в Морской кадетский корпус, находившийся в Кронштадте. В 23 года Крузенштерн отправляется на свою первую стажировку – в британский торговый флот. Он побывал в Новом Свете, Индии и Китае, изучал развитие международной торговли и составил подробную записку о том, как Россия может развивать морские маршруты вместо сухопутных для продажи востребованных за рубежом товаров типа пушнины. К сожалению, правительство не оценило предложение Крузенштерна, сочтя его невыгодным. В 1801 году власть в России сменилась в результате дворцового переворота. Новый император заинтересовался запиской Крузенштерна. Александр I внимательно ознакомился с планом офицера по улучшению коммерческих преимуществ Российской империи в морской торговле и дал добро на подготовку к амбициозной экспедиции.
Приготовления к первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского велись быстро, но тщательно. Корабли было решено не строить самим, а купить за рубежом. В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были приобретены два трехмачтовых шлюпа, получивших название «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым – Лисянский. Там же были закуплены необходимые навигационные приборы и прочее снаряжение для долгого плавания. Экипажи были набраны исключительно из русских матросов-добровольцев, несмотря на то что Крузенштерну советовали пригласить опытных иностранных моряков. Кроме того, в состав экспедиции вошли несколько ученых.
Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года, имея перед собой основные задачи: доставить на Дальний Восток грузы Российско-американской компании, продать меха в Китае и установить дипломатические отношения с Японией. Маршрут был сложен. Из города Кронштадта экспедиция взяла курс на город в Дании — Копенгаген. После того как 28 сентября экспедиция достигла портового британского города Фалмут, Крузенштерн и Лисянский направились через Атлантический океан в сторону Южной Америки.
24 апреля тысяча 1804 года Иван Крузенштерн один достиг Маркизских островов – архипелага вулканического происхождения в центральной части Тихого океана. 28 апреля на эти острова прибыл и Лисянский на своём корабле «Нева». После чего оба корабля продолжили вместе исследовать Тихий океан. 26 мая, достигнув Гавайских островов, корабли разошлись. «Надежда» во главе с Крузенштерном взяла курс на Камчатку и далее в Японию, а «Нева» направилась исследовать Аляску.
На обратном пути в Китай, Лисянский открыл маленький необитаемый остров в Тихом океане, который получил название остров Лисянского. В одном из портовых городов Китая, оба корабля «Надежда» и «Нева» встретились. Выгодно продав китайцам меха, привезённые из Аляски и Камчатки, Лисянский и Крузенштерн принимают решение вернуться в Россию. Однако их пути вновь расходятся. Лисянский за четыре месяца обогнул половину земного шара и ни разу не причалил к берегу. Тем самым установив, на то время, мировой рекорд. В результате этого, в Кронштадт он вернулся 22 июля 1806. А Крузенштерн прибыл в Кронштадт только 17 августа 1806 года.
Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку. Она убрала с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Федорович Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина, положил начало систематическим глубоководным исследованиям океана. Участники экспедиции собрали данные о приливах и отливах во многих районах мирового океана, выяснили причину свечения моря. А еще собрали ценные коллекции: ботанические, зоологические, этнографические.
Первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского посвящено несколько художественных и не художественных произведений. В частности, об экспедиции обстоятельно рассказывает Николай Чуковский в третьей части популярной книги о великих мореплавателях «Водители фрегатов». Этому факту истории российского флота также посвящен роман В. П. Крапивина «Острова и капитаны».